Философия

Print Friendly

В конце Средних веков единый курс философии делился на логику, этику, метафизику и физику. Курс этики включал политику и экономику, курс метафизики — натуральную теологию и психологию, курс физики — весь спектр естественных наук. Содержание каждого курса строилось на сочинениях из аристотелевского корпуса, за исключением логики, в вводной части которой анализировались «Основы логики» Петра Испанского (ум. в 1277) — пропедевтического по своей сути учебного пособия, предлагавшего в том числе курс пропозициональной логики. Впрочем, и труды Аристотеля служили лишь отправной точкой для толкований преподавателя, поскольку задавали базу для неистощимого круга вопросов, которые можно было бесконечно рассматривать и обсуждать, независимо и в случайном порядке. На протяжении столетий этот метод оставался эффективным инструментом педагогики, позволяя профессорам проявлять оригинальность, оставаясь в рамках традиции.

Тем не менее в начале XVI в. на учебные планы по философии обрушилась волна критики со стороны гуманистов, выступавших против исключительного доминирования сочинений Аристотеля, которого университетская наука ставила выше других античных философов, чрезмерной продолжительности курса, занимавшего, как правило, 5-7 лет, и огромного количества времени, уделявшегося обсуждению невразумительных философских вопросов, к тому же на варварской латыни. Наиболее радикально настроенные гуманисты высказывались за отказ от чтения философского курса в университетах. Более умеренные представители гуманизма считали, что курс нужно просто «оживить», включив в него сочинения неоплатоников и перестроив так, чтобы студентов за разумный объем времени можно было познакомить с основными проблемами философии. Протестантские педагоги предлагали отказаться от деления философского курса на четыре части и исключить из учебного плана метафизику, поскольку любая попытка создания рациональной науки о Боге, на их взгляд, выходила за рамки возможностей падшего человека и вела к заблуждениям и богохульству.