Слингомамы наносят ответный удар?

Print Friendly

Идёт по улице мама с ребёнком в слинге, и всё у них обоих хорошо. Малышу хорошо, маме хорошо. А вот какому-то прохожему — нехорошо! Нехорошо настолько, что он (она) делает комментарий: «Надо же, как примотала ребёнка, ему ж там дышать нечем!!» Что ответить нашей слингомаме?

Проигнорировать? Мило улыбнуться и поблагодарить? Вежливо объяснить, что ей мнение чужое неинтересно? Объяснить преимущества слинга? Вариантов реакции много, и не всегда удаётся сразу найти комфортный вариант. Думаю, в такой ситуации, с разной степенью конфликтности, хоть раз побывали практически все, кто вообще выходит на улицу.

То есть, хорошо быть слингомамой. Но вот как всё-таки быть с общественным мнением и, скажем так, приставанием окружающих с дельными советами?! Легко сказать себе: «Да какая разница», «Это их дело, пусть говорят, что хотят!», «Мой ребёнок, как хочу, так и ношу!», «Меня это не интересует!» и т. п. На деле всё равно как-то реагируешь, когда словом, когда только своими чувствами.

А чувствуем мы в такой ситуации себя все примерно одинаково. Каждый человек имеет естественную потребность убеждаться в правильности своего способа жизни, и радуется одобрению своих действий. Это нормально, мы так устроены. Поэтому, когда наш способ действий оценивается негативно, мы все чувствуем СОПРОТИВЛЕНИЕ.

Это наше естественное сопротивление легко и непринужденно порождает негатив и конфликт. Поэтому очень легко реагировать так:

— Милочка, а Вы знаете, что ТАК носить детей вредно!
— Бабушка, а Вы не в курсе, что НЕ носить детей вообще противопоказано?!

— Одела бы ребёнка, холодно ведь!
— Вам холодно, Вы и оденьтесь!

— У Вас что, денег не хватило на коляску нормальную?!
— А Вы на меня повнимательнее посмотрите — по мне что, похоже, что мне на что-то денег не хватает?!

— Не носили бы Вы так ребёнка, ему ж там плохо!
— А Вы у него-то спрашивали, плохо ему там или хорошо?!

— Вы бы не увлекались этим, я Вам как мать троих детей говорю!
— А Вы б советами не увлекались, мать троих детей…

Проще говоря, мы все знаем, как остроумно «отбрить» человека, заставить его заткнуться, послать подальше, предварительно ткнув носом в его же неграмотность и незнание.

А кто не знает, всегда можно почитать советы в интернете. Если вас лично устраивает такой способ взаимодействия с людьми — дальше статью можно не читать, она не про то.

Для меня подобная конфронтация неприятна, и, независимо от степени остроумности и безапелляционности моего возможного ответа, оставляет неприятное ощущение. Как будто меня спровоцировали, а я повелась. Или мне неумело задали вопрос, а я в ответ в лоб со всей дури. В общем, стыдно за себя.

Поэтому я ищу другие способы реакции. Они требуют некоторой работы над собой, некоторого навыка, чтобы не поддаваться на конфликтный (или кажущийся конфликтным) посыл, обходить подводные камни оценки и неодобрения и создавать позитивную атмосферу.

Кому интересно такое восприятие мира — добро пожаловать.

Зачем они это делают?!

Давайте разберёмся в мотивах граждан. Мотивы, как ни крути, в массе своей позитивные. Для кого-то это бескорыстное желание помочь незнакомому, очевидно страдающему ребёнку и его бедной неосведомлённой маме. Для кого-то — необходимость убедиться лишний раз, что его способ жизни лучше и правильнее (а для этого высказать своё мнение и заставить собеседника согласиться). Для кого-то — удовлетворение любопытства. И далее, каждый, исходя из своих вполне позитивных и оправданных мотивов, начинает высказываться, причем, уже в рамках своей социо-культурной позиции. Кто-то задаст вежливый вопрос, кто-то бросит недоумённый комментарий, а кто-то и хамски вторгнется в пространство другого человека (надеемся, что таких в реальности немного, просто они запоминаются особо хорошо!)

Хочется в ответ спросить — а вы зачем в интернете их обсуждаете?! Даже если они уже не слышат и, скорее всего, никогда не прочитают, вам хочется получить поддержку, убедиться, что вы поступили правильно. Поделиться опытом с другими, помочь кому-то.

Скажите, а так ли достойна порицания, поругания и осмеяния немолодая женщина, сообщающая вам, что у вашего ребёнка, по её мнению, «от этого спина кривая будет». Ну зачем ей вы? Она же понимает тоже, что вы сейчас можете плюнуть ей в ответ что-то язвительное, и больше никогда её не встретите. Так ведь нет, она тратит свои силы и время на то, чтобы донести до вас нечто, что, по её, опять же мнению, может помочь вам, принести вам пользу. А вдруг вам никто ничего подобного никогда не говорил?! А она скажет, и заронит сомнение, и спасёт вашего ребёночка?! (и не узнает об этом сама, заметьте!) Ну что в этом плохого?! Только то, что высказывание не выдержано в безукоризненно вежливой форме?! Так, извините, университеты не все кончали, а доброе сердце и бескорыстные намерения не там берутся.

Отслеживает ли человек, дающий вам совет, что он вторгается в вашу личную жизнь, и вам это может быть неприятно? Ответа два: те, кто вторгаются — либо НЕ отслеживают (не вам их и учить, извините), либо всё понимают, но считают, что ситуация так важна, что всё равно надо вмешаться. Придёт такой человек домой, и расскажет родным: сегодня видела молодую мамашку, которая ну совсем не умеет обращаться с дитём! Я ей подсказать хотела, так она мне нахамила». Вот и весь результат реакции по типу «ударом на удар».

Да, мы живём в стране советов. Да, у нас принято быть бдительными. Будем переучивать окружающих?! Нашей реакцией показывать, что безопаснее быть равнодушным? И что молодое поколение — сплошь хамы и грубиянки? А слингомамы — нервные и злобные создания?!

Вам это надо?!

Для того, чтобы перевести потенциальную конфликтную ситуацию в позитив, существуют следующие приёмы:

1. Отвечать спокойно (а это значит — медленно, с паузами, наслаждаясь общением). Торопливый ответ создаёт впечатление, что вы хотите избавиться от собеседника. Кому это приятно?! А спокойствие — признак уверенности и рассудительности. Вы не боитесь, что во время паузы вам успеют задать ещё вопрос. Вы знаете все ответы и готовы даже порассуждать (впрочем, делать это на самом деле необязательно, конечно).

2. Благодарить и хвалить человека. Почему? Во-первых, каждому приятно, когда его хвалят и благодарят. Во-вторых, человек уже затратил на вас свои силы и желание помочь. В-третьих, действительно встречаются такие люди, которым не так важно, за что биться, как важно оказаться правым. А в комментариях почти любого человека можно найти то, с чем не согласиться нельзя.

— Я много видела, как в этих кенгуру носят, неправильно это!
— Да, Вы правы, Вы правильно оцениваете ситуацию, в кенгуру действительно не совсем удобно и не так правильно детей носить. (обратите внимание, спорной для человека слинготемы эта дискуссия вообще не касается)

— Чем это он там дышит у вас?
— Как приятно, что Вы беспокоитесь… посмотрите, как спокойно сидит, наверное, ему хватает, как думаете? (здесь вы неожиданно поощряете человека сделать ту самую оценку, с которой все обычно борются. Лишённый конфликтного посыла разговор либо рассосется, либо перейдёт в конструктивное русло)

— Ему там не холодно?
— Ммм.. Думаете, холодно? (допускаете правоту собеседника)
— Конечно, холодно!
— А.. Да, обычно детей одевают теплее… Вы правы, сегодня и нежарко. Но мой всё время так ходит, и не болеет, представляете!!! Спасибо Вам за беспокойство.

3. Поддерживать человека в его сомнениях. Зачем? А зачем НЕ поддерживать? Вы-то умная и красивая, знаете, как детей растить. Вы настолько уверены в своём способе ношения ребёнка в слинге, что вас не пугают чужие сомнения! Вы снимаете напряжение и переводите беседу в контекст обсуждения достоинств слинга, а не негативной оценки и конфликта.

— Ох, как это Вы на себе ребёнка носите всё время?
— И не говорите, действительно, многие меня спрашивают, удобно ли это? На руках я бы столько не пронесла, это точно! (соглашаетесь с человеком, не сдавая позиций по уходу за ребёнком!)

— Деточка, это ты сама придумала так дитё носить?
— Вы правы, выглядит необычно! Особенно для города! А придумала — нет, не я, конечно! Что Вы, это наши прабабушки и прапрабабушки придумали! Знаете, на Руси детей в передниках носили специальным образом? (ловко демонстрируем уважение к опыту поколений!) Сейчас такое везде купить можно! (человек-то беспокоился, что вы одна такая, вам помощь срочная нужна, ан нет, всё хорошо! Можно не беспокоиться)

— А что коляску-то не взять, как все нормальные люди?!
— Конечно, я согласна, в коляске выглядит ГОРАЗДО привычнее!! Но знаете, с коляской так неудобно, и в магазин не пускают, просто ужас какой-то! (предлагаете не оценивать ВАС, а сопереживать ВАМ. Однако, позиций снова не сдаёте!)

4. Реагировать на СКРЫТЫЕ сомнения и комментарии. Потому что можно, конечно, гордо, как птица-лебедь, проплывать мимо, делая вид, что вы не слышите, и вам неинтересно. Но осадок-то остаётся! Причём, у вас. А мы сейчас заботимся о вашем самочувствии.

Если на вас смотрят подозрительно, удивлённо или недоумённо — кивните с  улыбкой, соглашаясь с самыми смелыми предположениями: «Да, у меня там ребёнок!»

Чаще всего человек облегчённо смеётся и может задать какой-то вопрос или сказать что-то вроде: «А я смотрю, не могу понять, что это у Вас!!!» Всё, улыбнулись, разошлись, всем приятно.

Иногда может сказать: «Да я вижу, что ребёнок, только вот удобно ли ему там?!» Тут переходите к другим пунктам.

Когда невежливо шепчутся за спиной, тоже можно отреагировать. Если вы услышали, значит, сказано достаточно громко, чтобы вы могли участвовать. Прислушайтесь и ответьте на те сомнения, которые высказывают люди. Например: «Я слышу, Вы обсуждаете, есть ли у меня деньги на коляску? Позвольте, я сама прокомментирую этот вопрос». (такой заход уже сразу выдаёт человека разумного, уверенного в себе, а такого не так легко отругать, такого приходится уважать!) «Многие, увидев ребёнка в слинге, предполагают, что на коляску нет денег. Конечно, с коляской, и выглядит привычнее! А вот так — удобнее». И улыбнитесь. И выдержите паузу. (к слову, доказывать, что у вас есть деньги на коляску, не рекомендую)

5. Уходить при желании от длительных беспочвенных дискуссий. Это нужно делать уважительно и доброжелательно.

— Педиатры считают, что так нельзя носить детей!
— Понимаю. К счастью, есть разные взгляды на этот вопрос! (а что спорить? Подвергать сомнению профессионализм неизвестных вам педиатров? Или то, что человек вообще говорит правду? Это ещё опаснее и бесполезнее!)

— Ребёночек должен лежать на ровном, чтобы спина прямая была!
— (с готовностью) Да это очень распространённое мнение. Но не единственное. (обратите внимание, это МНЕНИЕ, а не ошибка!!!) В конце можно широко и немного хитро улыбнуться.

6. Улыбаться. Улыбайтесь либо искренне, потому что вам действительно приятно пообщаться с неравнодушным человеком. Либо улыбайтесь сдержанно, чтобы продемонстрировать, что вы собираетесь быть вежливой и доброжелательной. Это тоже абсолютно приемлемо.

7. Не улыбаться. Иногда полезно быть сосредоточенной, внимательно выслушивать комментарии и отвечать на них со всей серьёзностью, без улыбки. Человек понимает, что его мнение важно и рассматривается. Такое каждому приятно. А это и есть наша задача — сгладить ситуацию и сделать собеседнику приятно.

И последнее:

Радоваться каждому комментарию как возможности отточить корректную реакцию на него, а так же создать положительный фон отношения к слингомамам.

Удачи!

 

22.06.2008
© Анна Лапшина, психолог
amber_dice@mail.ru
Фото автора

 

Обсудить статью на форуме (выразить согласие или несогласие с автором статьи)

Рассказать свою ситуацию на форуме и обсудить возможные способы бесконфликтного реагирования