Как только ребенок начинает говорить, его воображение обретает властный голос
Фантазии, необыкновенные истории придумываются маленьким ребенком для того, чтобы их автор получил удовольствие от сказанного (как же это приятно — манипулировать несчетными возможностями такой волшебной игрушки, как речь). Другое их назначение — послужить в качестве своеобразного успокаивающего средства, которое бывает необходимо обиженному ребенку. Они могут быть также средством выражения детских переживаний, проблем, как произошло с Натали, тяжело переживавшей разлуку с родителями. А вот еще несколько примеров:
Слова для игры
— А теперь садимся за стол. Вымой, пожалуйста, руки.
— Я их уже мыл.
— Неужели?! Дай-ка я проверю…
— Посмотри, они совсем чистые!
— И это ты называешь «чистые руки»?! -Да!
— На самом деле?!
— Да нет же! Я просто шучу!
Такого рода разговоры часто случаются между Оливье и его мамой. Мальчик не любит мыть руки, но знает, что избежать этого ему вряд ли удастся. Тогда он прибегает к фантазии и юмору. Если его мама никуда не спешит и не нервничает, а согласится принять сказанное за шутку, то Оливье будет проще смириться с тем, что руки действительно грязные и их все же нужно мыть, что защитит его самолюбие от сознания необходимости выполнять мамино указание. Понятно, что, когда мать мальчика находится не в столь хорошем расположении духа или в тех ситуациях, когда ей приходится торопиться, вышеописанный трюк пользуется меньшим успехом и мальчику приходится подчиняться маме.