Как в таких ситуациях вести себя нам, взрослым

Print Friendly

Подобные случаи обескураживают, сбивают нас с толку, кажутся едва ли не апофеозом лжи. Прерывание ребенка на полуслове, обвинение его в обмане (часто не имея для этого никаких веских доказательств) оказывается для маленького человека столь же болезненным и обидным, сколь и неправильным с педагогической точки зрения. Единственное, что мы можем себе позволить в подобных случаях, это лишь в очередной раз помочь любимому чаду отличать фантазии от реальности, показать на примере кон- кретной ситуации, что неправда часто очевидна для окружающих и в таких случаях обманщик оказывается в очень глупом и некрасивом положении. Конкретные реальные обстоятельства в каждом отдельном случае могут нам очень пригодиться и помогут восстановить истину.
Например, ребенок утверждает:
— Я Зорро и поэтому, если захочу, убью всех злодеев на свете!
Мы можем обратиться к ребенку с мягкой корректировкой его слов:
— Тебе хотелось бы быть Зорро и победить всех злодеев?
— Точно! Именно так!
Или:
— Я папа, а ты — мама.
— Тебе бы, наверное, хотелось быть папой и при этом чтобы я была твоей женой?
— Верно!
— И что бы тогда было? Как ты все это себе представляешь?
Не упустим из виду и Бертрана, который утверждал, что ходил с отцом в море на акул и даже управлял кораблем.
— Тебе очень хотелось бы ловить огромных хищных рыб и управлять судном? В таком случае мы можем все вместе поиграть в великую рыбалку и постараемся изловить гигантскую акулу. Устроим так, как будто мы управляем самым большим в мире кораблем!
Занавес поднят, все увлечены игрой, при этом каждый ощущает себя романтиком, отважным мореходом и не считает, что стал жертвой обмана!
Именно благодаря мечтам, свободному полету фантазии удается справляться с детскими тревогами, переживаниями и волнениями. Ребенок, которого взрослые лишают права мечтать, окажется обделен с точки зрения степени развитости его чувств и эмоций, а во взрослой жизни ему будет гораздо труднее справляться с трудностями и решать уже совсем не детские проблемы